Дошкольное образование ФГОС: основное
Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:
- требования ФГОС и региональных стандартов;
- материально-технические возможности ДОУ;
- доступные средства организации работы;
- направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
- условия организации образовательного процесса в ДОУ;
- социальный заказ конкретной местности;
- вид образовательного заведения;
- возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.
Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:
- Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
- Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
- Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
- Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
- Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
- Являться преемственной со школьной программой.
Основная цель программы по ФГОС
Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.
Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Основные области знаний по ФГОС
Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:
- Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
- Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
- Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
- Социально-коммуникативный раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
- Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ.
ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы.
Целевые ориентиры программы по ФГОС
Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний. Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе. В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс:
- ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе;
- дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его;
- отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности;
- достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума;
- речь понятна окружающим, правильно построена;
- развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации;
- крупная и мелкая моторика соответствует возрасту;
- в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление;
- отмечается владение волевыми качествами;
- ребенок любознателен, наблюдателен.
Ссылка на сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://docs.edu.gov.ru/document/a72db92c851c9f9c33d52d482420b477/
Профессиональный стандарт педагога - ссылка
Профессиональный стандарт педагога-психолога - ссылка
Профессиональный стандарт "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" - ссылка